Реконструкция и утепление многоквартирных домов обойдутся Эстонии примерно в 1 млрд евро. Здорово звучит, правда? Но 1 миллиард евро для нашего микро-государства — это очень и очень много. Особенно с учётом того, что в многоквартирных домах, «требующих реконструкции и утепления», живут сейчас не самые богатые люди, которые должны будут этот «праздник» оплатить из своего кармана.
Те же, кто мог бы относительно легко вынуть эти деньги из своих карманов, живут в собственных индивидуальных домах или многоквартирных домах, построенных в течение последних 5-10 лет, и по этой причине пока не требующих большого ремонта или реконструкции. Впрочем, как говорится, это пока «лирика». Перейдём к «прозе» и обсудим цифры, которые сегодня через СМИ озвучили власти Эстонии, а также обсудим те проблемы, которые эти цифры за собой неминуемо тянут.
Кому «повезёт» попасть или не попасть в программу утепления?
Что на сегодняшний день известно? Известно, что в течение следующих пяти лет Эстония получит от европейских фондов поддержки 366 млн евро на реконструкцию и утепление домов. С учётом того, что деньги из европейских фондов призваны покрыть только от 30 до 50% сумм реальных затрат, а все остальные деньги должны будут найти в собственных карманах жители утепляемых домов, власти с учётом самофинансирования со стороны квартирных домов оценили программу тепло- и энергоэффективности жилья примерно в 1 млрд евро.
Правда, повезёт не всем, хотя, честно говоря, я и не знаю, что тут будет везеньем — то ли везенье заключается в том, что твой дом попал в программу и ты, как собственник квартиры, должен будешь потуже затянуть пояс или залезть в долги, чтобы эту программу выполнить, или реальное везенье все-таки будет заключаться в том, что твой многоквартирный дом в эту программу не попадёт, а это значит, что твоему квартирному товариществу, а значит, и тебе, не придётся судорожно искать деньги для того, чтобы власти Эстонии могли бодренько отчитаться перед Брюсселем, что очередная «пятилетка» ими была выполнена досрочно.
Но тем не менее власти Эстонии уже прикинули, что с помощью европейских пособий в порядок можно будет привести только около тысячи многоквартирных домов. И этом при том, что в Эстонии на сегодняшний день действует более 24 тысяч квартирных товариществ, из которых часть товариществ управляет сразу несколькими многоквартирными домами. Но, как я уже написал выше, решайте сами, считать ли эту тысячу домов, которые попадут в программу, счастливчиками, или реальными счастливчиками окажутся в итоге 23 тысяч домов, которые в программу не попадут.
На какие именно работы хотят потратить в Эстонии европейские деньги?
Ну, а пока заслушаем наших чиновников и строителей. Чиновники, как и следовало этого ожидать, программой очень довольны, ибо распределять деньги между нуждающимся — для чиновника всегда приятно, ибо он обычно чувствует себя в этот момент почти Богом, решающим, кому жить или умереть, а вдвойне приятно, когда эти деньги даются чиновникам сверху и им не надо ломать голову над тем, как и «Джавелины» купить и при этом на ремонт дорог сэкономить, чтобы налогоплательщик не возмущался, проезжая по этим дорогам. Впрочем, деньги на ремонт в своём квартирном товариществе политикам и чиновникам, будучи членами этих квартирных товариществ, точно искать не придётся, так как ключевые политики и чиновники, принимающие решения, как я уже написал выше, в домах, требующих реконструкции или утепления не живут.
Цитата:
«В этой программе и утепление, и, конечно, можно поставить солнечные панели. Также, например, можно установить лифты для жилых домов. Эта возможность тоже есть, но она очень мало используется», — поделился мечтами с журналистами «Актуальной Камеры» министр экономики и коммуникаций Эстонии Таави Аас.
Ох, уж эти чиновничьи мечты и фантазии. Как же они далеки от чаяний и реальных проблем народа. Ну, вот, скажите, кому реально нужны новые лифты в старых хрущёвках? Особенно за ваш же счёт. ХЗ, но я таких точно не знаю, хотя и имею в собственности «хрущёвку», доставшуюся мне в наследство от родителей.
Надо ли связывать с утеплением? «Стоит ли овчинка выделки»?
Напомню. Деньги от европейских фондов поддержки — это только часть средств, которые пойдут на увеличение энергоэффективности и утепление стареющего жилого фонда Эстонии. От 50 до 70% суммы на реконструкцию дома должно будет найти квартирное товарищество. При этом в Таллинне максимальная дотация от государства составит 30%, в регионах до 50%. Последний феномен объясняется тем, что возможность получить банковский кредит в Ида-Вирумаа или на юге страны гораздо ниже, чем в столице. Таким образом, с деньгами на реконструкцию и утепление многоквартирных домов дело обстоит не так просто, как видится из своих кабинетов эстонским политикам и чиновникам.
Да, сейчас мы платим бешеные деньги, если сравнивать их с нашими реальными доходами, за отопление, которое власти Эстонии со своей стороны по максимуму обложили налогами и акцизами. Напомню, что на отопление в Эстонии накручивается налог с оборота 20%, при этом им облагается как отопление, так и электричество и газ, используемые при производстве тепла, то есть уйти от налога с оборота у нас не получится даже при при переводе своего многоквартирного дома с центрального отопления на собственную котельную, работающую на газе или электричество. Плюс в ценах на газ и электричество заложены очень высокие акцизы, которые являются исключительно самодеятельностью властей Эстонии, так как местные акцизы в несколько раз превышают минимальные акцизы, рекомендуемые для использования Брюсселем.
Что произойдёт после того, как наши квартирные товарищества влезут в долги на ближайшие 20-30 лет и утеплят свои дома? Мы станем меньше платить за свои квартиры? Нет, не станем! Платить за свои квартиры мы будем столько же, а возможно и даже больше, чем платили до реконструкции и утепления. Нет, скорее всего за цифры в графе «отопление» мы первые два-три года будем платить меньше, чем платили до сих пор, но зато в наших с вами счетах на ближайшие 10-20-30 лет появится плата за кредит, который возьмёт на утепление и реконструкцию квартирное товарищество и который придётся возвращать не только нам, но и нашим детям, с лихвой на многие годы перекроет «экономию» на отопление. При этом я уверен, что эта «экономия» явно не понравится производителям тепла, которые через год-два после утепления точно захотят захотят компенсировать себе потери от этой «экономии», повысив свои расценки на продаваемое тепло. И чиновники в лице Департамента Конкуренции им эти новые расценки с готовностью в очередной раз согласуют. И произойдёт это через год-другой после реконструкции и утепления. Иностранные инвесторы, являющиеся собственниками наших производителей тепла, заинтересованы в своей прибыли, а не в нашей с вами экономии. И в результате мы в своих домах будем потреблять реально чуть меньше тепла, но продолжим платить за тепло столько же, сколько было до реконструкции, но при этом должны будем ещё 10-25-30 лет выплачивать кредит, взятый на эту реконструкцию. Ребята, мы всего этого точно хотим?
Где взять рабочих для запланированных реконструкций?
Впрочем, может быть, я не прав и слишком многого хочу от очередного европейского проекта. Возможно, что эти европейские деньги оживят экономику Эстонии и дадут работу оставшимся строителям плюс заставят эстонских строителей вернуться из Финляндии? Увы, и увы! Это тоже только мечты. Нет, руководители эстонских строительных фирм этим европейским деньгам безусловно обрадовались и, как написали журналисты, «строительные фирмы, специализирующиеся на утеплении домов, восприняли новость положительно».
Цитата:
«Cтабильность придаёт чувство уверенности тем, кто работает на этом рынке. До сих пор меры поддержки были эпизодическими. То есть, большие суммы дотаций поступали на рынок, а потом через какое-то время деньги заканчивались. И получалось, что фирмы, специализирующиеся на этих работах, начинали искать новые виды работ», — объяснил член правления Balti Vara Ehitus Кристьян Соометс.
Реконструкция одного 4-подъездного дома, как уже подсчитали, обходится примерно в миллион евро. Это немалые деньги для жильцов. Но если запуск программы решит проблему с наличием части денег и стабильностью для производящих ремонт компаний, то проблемы все равно останутся.
И так некая стабильность у эстонских строителей появится. Но там тоже не всё так гладко. Чувство стабильности — это, конечно, хорошо, но работу нельзя выполнить, если у тебя нет специалистов. А строительных специалистов в достаточном количестве в Эстонии нет уже давно. Лучшие эстонские строители давно уже работают в скандинавских странах — в Финляндии, в Швеции и Норвегии, зарабатывая там деньги, о которых они в Эстонии даже мечтать не могли. Тех же эстонских строителей, которые в Эстонии ещё остались, для проведения в жизнь реально крупной программы реконструкции просто не хватит. И это понимаю не только я, имеющий достаточно большой опыт работы в строительстве. Понимают это и другие строители.
Цитата:
«Проблема номер один — это рабочие. У нас нет такого количества местных жителей, кто смог бы и у кого имеется опыт работы по таким фасадам и остальным техническим системам», — подчеркнул исполнительный директор Estlander Grupp Андрес Каар.
Кстати, в словах Андреса Каара я прочитываю желание, которое постоянно озвучивается местными бизнесменами из самых разных отраслей Эстонии. Желание — это достаточно незатейливое: «Дайте нам право на неограниченный ввоз в страну иностранной рабочей силы и мы выведем Эстонию в «пятёрку». Увы! Это тоже иллюзия! Нет, я верю, что право на неограниченный ввоз иностранной рабочей силы достаточно сильно поднимет уровень благосостояние тех, кто будет эту иностранную рабочую силу в Эстонию ввозить и эксплуатировать, но убеждён, что это никак не скажется на благосостоянии всех остальных жителей Эстонии, включая тех, кто уже сейчас вынужден находиться на учёте в Кассе по безработице в качестве безработного. Кстати, напомню, на вчерашний день в Эстонии было зарегистрировано 45 193 безработных, то есть 6,9% участников рынка труда взяты на учёт как безработные.
И ещё. Тех людей, которые сейчас массово легально и нелегально завозятся в Эстонию для работы в строительстве и о которых мечтают собственники фирм по аренде рабочей силы, мой язык не поворачивается назвать строительными специалистами. Нет, я не спорю, среди них попадаются иногда и квалифицированные специалисты с опытом, но обычно это скорее исключение, чем правило. И строительного брака эти так называемые «иностранные специалисты» оставляют после себя тоже очень и очень много. Заказчики же в итоге остаются после работы с ними с многолетними кредитами и строительным браком, за переделку которого заказчикам приходится потом платить кому-то третьему, ибо «иностранные специалисты», сняв с объекта все «сливки» и наделав брака на контакт обычно выходить перестают. Что же касается предъявления возможных претензий к подрядчикам-бракоделам, то, учитывая, что собственниками этих строительных фирм часто являются те же иностранцы, предъявить претензии за строительный брак, допущенный фирмой в ходе ремонта или строительства, обычно некому, так как «подобные специалисты» уже научились быстро и почти «бесследно» исчезать за границей.
В заключение
Если бы на деньги, полученные от европейских фондов поддержки, можно было бы создать и запустить завод по производству местных утеплителей, чтобы можно было бы не закупать импортные утеплители, а наоборот — экспортировать свои, отечественные, то есть эстонские, утеплители в другие страны, то это было реально полезное освоение европейских денег. Если бы на эти европейские деньги можно было бы обучить запустить специализированные курсы и набрать на эти курсы местную молодёжь, научив её выполнять эти самые утеплительные работы так, как этого требует строительная технология, то это тоже было бы реально полезное освоение европейских денег. Но для наших политиков и чиновников — это слишком сложное решение.
К сожалению, для наших политиков и чиновников более привычны другие решения — выбить деньги из Брюсселя и «освоить» эти деньги с помощью «иностранных специалистов», которые вывезут свою часть денег к себе на родину. Ну, а то, что одна часть налогоплательщиков попадёт после этого освоения денег на 10-20-30 лет в долговую кабалу, а другая часть налогоплательщиков так и останется на долгие годы на учёте в Кассе по безработице, если только не решит навсегда уехать из страны — это уже наших политиков и чиновников не волнует. Страшно далеки они от народа …