Реконструкция жилья в Эстонии — это принудительно или всё-таки добровольно? Над этим вопросом жители Эстонии ломают голову уже две недели. Хотя у эстонских политиков и чиновников, судя по всему, ответ на этот вопрос уже есть. И если собственники квартир и строители уже окрестили план Евросоюза по реконструкции жилищного фонда в Эстонии принудительным, то чиновники уверены, что успеть все же можно. Если, конечно, очень захотеть. Но на это нужно в два раза больше европейских средств, проектировщиков, строителей, материалов, а главное — необходимо желание самих жителей Эстонии. Какие из перечисленных трудностей могут застопорить улучшение энергоэффективности жилья?
В проблеме попробовали разобраться аналитическая программа «Актуальная камера+» и журналист Дмитрий Куликов.
Реконструкция девятиэтажного дома на 200 квартир в столичном Мустамяэ — задача не из дешёвых, ее жители на протяжение нескольких лет копили первый взнос, потом долго договаривались, оформляли документы, ходатайствовали о дотации в фонде KredEx. Ещё полтора года пошло на его утепление, замену окон, обновление отопительной системы и другие строительные радости в виде шума, пыли и защитной пленки, которой был окутан весь дом.
«Что мы получили взамен? Я думаю, что довольно большое энергосбережение, и самое главное, жизнь этого дома увеличивается. Дело в том, что все конструкции, здания панельных домов рассчитаны на то, чтобы находились в тепле, чтобы влага до них не добиралась. Тогда они будут стоять ещё долго-долго. По крайней мере, так говорят люди, которые все эти конструкции смотрели, проверяли и изучали», — рассказал председатель квартирного товарищества «Сяэзе 11» Кальо Кузнецов.
В ремонтный фонд жители этого дома платят 90 центов за квадратный метр жилья. В связи с повышением еврибора плата увеличится до 1 евро. Дом получит категорию энергоэффективности C-класса. Европейские власти планируют, чтобы к 2033 году средний класс энергосбережения зданий был бы D.
Специалисты, которые непосредственно занимаются стройкой, говорят, что ускорить реконструкцию эстонского жилого фонда и привести в порядок 14 тысяч многоэтажек будет проблематично.
Всего в Эстонии около 24000 квартирных товариществ. 5 тысяч зданий планируется вывести из оборота, у 5 тысяч с классом энергоэффективности полный порядок. То есть остаётся отремонтировать 14 тысяч домов. В год с помощью госдотаций приводится в порядок до 700 домов. За десять лет получается 7 тысяч. То есть, ускориться придётся в 2 раза. Ещё одна существенная проблема — мотивация самих жителей страны вкладываться в дорогую реконструкцию. Еврибор стремится ввысь, кредиты дорожают, тратиться на дорогое утепление в регионах нерентабельно. Квартиры там явно настолько не подорожают. Ну, и согласия в квартирных товарищах, отмечает журналист, сложно добиться.
В Минэкономики говорят, что амбициозный план Еврокомиссии был разработан ещё в 2021 году, и уже тогда Эстония заявляла, что не сможет его выполнить. Европа поумерила свой пыл. Но несильно — темпы реконструкции жилья все равно придётся ускорить. А учитывая, что крупные строительные фирмы не хотят заниматься мелким, по их оценке, ремонтом, это будет затруднительно. У чиновников, правда, есть решение, но на это нужны дополнительные средства со стороны Евросоюза.
«Ключевой вопрос — стабильное финансирование. Если оно у нас будет запланировано на долгие годы, то крупные фирмы это заинтересует. Реновацию следует рассматривать в контексте целого рынка. Сегодня она составляет примерно 10% от рынка строительства. Если мы увеличим долю в два раза, до 20% всего строительства, то я не вижу препятствий. Особенно, учитывая экономическую ситуацию, когда возведение нового жилья идёт уже не такими темпами как в прошлые годы», — сказал вице-канцлер по строительству Министерства экономики и коммуникаций Иво Янисоо.
В рамках стартующего этапа дотационного периода квартирные товарищества смогут объединиться, чтобы провести совместные закупки проектирования и строительных услуг. Это поможет удешевить стоимость реконструкции. Также можно будет получить частичное финансирование на смену отопительной системы или подключения к центральному отоплению.