Четыре влиятельных члена партии Isamaa выступили на прошлых выходных с предложением снизить налог с оборота (НСО) на природный газ, электричество и отопление с 20% до 9% на период резкого повышения цен на энергоносители. Другие парламентские партии не торопятся называть это предложение разумным, но не исключают на данном этапе никаких вариантов.
Об этом сегодня пишет портал ERR.
Предложение внесли нынешние депутаты Рийгикогу Урмас Рейнсалу и Свен Сестер, а также глава энергетической комиссии Академии наук Эстонии Арви Хамбург и председатель Центрального совета собственников Прийду Пярна. Все они также баллотируются по списку Isamaa на муниципальных выборах 17 октября.
Понижение НСО на энергоносители По их оценкам, лишит бюджета налоговых доходов в размере около 75 млн евро, однако эта потеря будет нивелирована увеличением поступления налога с оборота благодаря ускорившейся инфляции, а снижение НСО на энергоносители замедлит общий темп роста цен как минимум на один процент.
По словам председателя центристской фракции в Рийгикогу Яануса Карилайда, необходимо рассмотреть все предложения, но при снижении НСО надо учитывать, что поступления этого налога образуют существенную часть госбюджета.
«Ведь известно, что дополнительные средства нужны на сферу образования и соцобеспечения. Например, на [пособие по] уходу за близкими не хватает более 100 млн евро», — отметил он.
Центрист добавил, что налоговая система является комплексной и делать в ней резкие изменения надо осторожно. «Центристская партия входит в правительство вместе с Партией реформ, и мы хотим сегодня вечером (12 октября — ред.) достичь с партнёром соглашения, как снизить цены на электроэнергию или смягчить воздействие этого на потребителей», — сказал Карилайд.
Председатель фракции Партии реформ Март Вырклаэв отметил, что правительство обсуждает высокие цены на электричество, но конкретных решений пока нет. «Это комплексная задача. С одной стороны, у нас свободный рынок, а с другой, мы понимаем, что из-за совпадения нескольких факторов рост [цен на электричество] был исключительно большим», — сказал Вырклаэв.
Он также отметил необходимость учитывать влияние предлагаемых решений на наполняемость бюджета, добавив, что главным вопросом остается, кому, в каком объеме и на какой срок предоставить льготы.
«У нас в уравнении зарплаты учителей, спасателей, дефицит бюджета. Возникает вопрос, откуда вернуть доходы в государственный бюджет», — сказал Вырклаэв.
Одно из возможных решений — задействовать на эти цели доходы от продажи квот на выбросы CO2, по поводу чего минфин ведет переговоры с Еврокомиссией. Однако реформист отметил, что эти средства ранее уже были запланированы на финансирование других проектов.
Комментируя возможность временной отмены для потребителей платы за возобновляемую энергию, о чем Isamaa и социал-демократы ранее внесли законопроекты в Рийгикогу, Вырклаэв указал на то, что эта плата составляет лишь около одной десятой счетов за электроэнергию. Такой шаг, по его оценке, может не привести к желаемой цели, потому что биржевые тарифы одновременно вырастут намного больше.
Вырклаэв не отнес снижение НСО к числу предпочтительных решений, потому что обратное повышение налога — сложное решение. «Мы ведь видели с акцизом, что если один раз понизить, то как сложно его вернуть к прежнему уровню, — сказал реформист. — Правительство каждый день работает над решениями. Работа идёт. Оппозиция может в публичном пространстве выкрикивать простые и звучные решения, но они не обязательно сработают».
Председатель Isamaa Хелир-Валдор Сеэдер уточнил, что партия в целом пока не обсуждала возможность снижения НСО и не формулировала своей позиции по этому вопросу.
Министр финансов Кейт Пентус-Розиманнус ранее отметила, что государство планирует использовать доходы от квот на CO2 для смягчение ценового шока. По словам министра, дополнительные поступления из этого источника составят около 37 млн евро, но Еврокомиссия поставила жесткие ограничения на возможности их использования.
По мнению Сеэдера, средства от продажи квот, которые были запланированы на другие проекты, нужно перебросить на компенсацию ценового шока. «Половина [денег] от продажи квот должна тратиться на зелёную и экологическую политику, а вторая половина используется свободно, — напомнил лидер Isamaa. — Эти свободные средства правительство запланировало на прочие расходы, а говорит об этой первой половине. Там оно хочет получить согласие и одобрение Еврокомиссии, как их использовать — на социальные цели или через предприятия. Эту свободную половину изъяли [из расчётов], но её можно использовать, не спрашивая согласия Еврокомиссии».
«Эстонская Республика может ее смело самостоятельно запланировать на компенсацию цен на электроэнергию», — подчеркнул Сеэдер.
Он добавил, что хотя плата за возобновляемую энергию составляет не более одной десятой расходов потребителей, её отмена тоже оказала бы поддержку.
Лидер Isamaa отметил, что в данном случае также нужно рассмотреть увеличение социальных пособий и пересмотр политики по использованию средств от продажи квот на CO2 в долгосрочной перспективе, поскольку сейчас она, по его оценке, не выполняет своей цели по увеличению удельного веса возобновляемой энергии. «Это нужно, чтобы избегать таких ненормальных ситуаций в будущем. Энергетика это не производство носков», — сказал он.
Сеэдер назвал снижение НСО теоретической возможностью, которую нельзя исключать.
По мнению автора предложения Урмаса Рейнсалу, снижению цен нет альтернативы. «У нас огромный ценовой шок, люди начнут получать выросшие в несколько раз счета. Государство усиливает рост цен за счет налога с оборота, поэтому давайте не облагать налогом рост цен. По нашим расчётам, государство [дополнительно] заработает с повышения цен более 400 млн евро налога с оборота. Наше предложение — оставить эти [деньги] потребителям», — сказал представитель Isamaa, добавив, что в Эстонии самая быстрая инфляция в еврозоне, и в ближайшее время она еще больше ускорится.
«Это проблема для всех людей. Наше предложение очень простое — не облагать людей дополнительным налогом», — сказал он.
По мнению Рейнсалу, снижение НСО — одно из самых простых временных решений проблемы. «Его начисляют крупные предприятия — Eesti Energia, Eesti Gaas, фирмы центрального отопления. Учитывая и то, чего могут опасаться эти фирмы — что клиенты начнут испытывать проблемы с платежами», — сказал он.
По мнению Рейнсалу, НСО первоначально можно было бы снизить на следующий бюджетный год.
По словам лидера социал-демократов Индрека Саара, вопрос об НСО можно обсуждать, но сначала нужно задействовать средства от продажи квот на CO2 для отмены платы за возобновляемую энергию, быстро внеся соответствующие поправки.
Саар добавил, что скидка на электричество для крупных потребителей выглядит цинично, потому что её делают за счёт обычных людей и малых предпринимателей.
«Снижение налога с оборота можно обсудить, но если ввести его как временную меру, то в начале возникнет изрядная путаница. Тогда скорее следует подумать о каких-то более долгосрочных снижениях налога», — сказал социал-демократ.
По его словам, проблемой может стать расчёт вычитаемого налога с оборота, для которого придётся использовать новую систему расчёта. «Это можно обсуждать как долгосрочный план. У нас нет ничего против таких исключений как таковых», — отметил Саар.
«Разумеется, в конечном счете, если цены очень сильно вырастут, то надо будет рассмотреть все меры, чтобы рост цен был терпимым для потребителей. А не так, что всех отправят подавать ходатайство на прожиточное пособие в местное самоуправление. Так проблему не решить», — добавил он.